Что такое портрет?

«Фотопортет – жанр искусства, такого его вида как художественная фотография. Сам термин «портрет» фотографы «позаимствовали» у живописцев, открывших эту форму отображения значительно раньше. Назначение портрета – раскрытие человеческого характера, того внутреннего мира, который составляет сущность данного человека, иными словами, создание его образа. Право прибавить к понятию «портрет» приставку «фото» фотомастера отстаивали многие десятилетия, сперва в павильонной съемке, затем в репортажной. Спор разрешен практикой: художественные достоинства фотографических отображений человека обнаруживаются и признаются в снимках многих авторов.»

Н.И. Ворон

«Жанры фотожурналистики». Учебное пособие для вузов по специальности «Журналистика»

Портретная фотосессия в студии

«Но еще более существенно другое: практика портретной фотографии давно убедила нас в том, что даже правильно переданная пластика объемных форм лица и запечатленная характерная фаза движения тоже еще не обеспечивают достаточной выразительности портрета и его полного сходства с фотографируемым. Истинное сходство, при котором мы, рассматривая портрет, не только узнаем сфотографированного человека, но и поражаемся точности передачи на снимке его неповторимой индивидуальности, выражению его внутренней сущности, характера, связано с психологической, социальной, общественной характеристиками человека. Они находят выражение в его внешнем облике, живой, динамической позе, удачно схваченном взгляде, жесте; углубленной характеристике человека помогают также введённые в кадр элементы фона, среды, окружения, обстановки.
Именно на этом пути портрет начинает приобретать черты художественности.»

Л. П. Дыко

«Основы композиции в фотографии»

«Что может быть мимолетнее и неуловимее выражения человеческого лица? Первое впечталение, произведенное тем или иным лицом, нередко оказывается самым верным; но фотограф всегда тщится передать реальность этого первого впечатления, «сживаясь» на время с объектом изображения. Решающий момент съемки и психологические аспекты фотопортрета не менее значимы для успешной работы, чем положение камеры. Мне кажется, было бы чертовски сложно фотографировать людей, которые, подобно меценатам, заказывают свои портреты и платят за то, чтобы камера льстила им. И вот мы уже так далеки от реальности изображаемого! Поэтому в то время, как позирующий полон подозрений в объективности камеры, фотограф должен оставаться проницательно психологичен в понимании того, кто ему позирует.

Также верно, что некоторое сходство может проглядывать во всех портретах, сделанных одним и тем же фотографом. Последний ищет тождетсва изображения с позирующим и вместе с тем пытается сообщить портрету собственное чувство реальности. В истинном портрете Вы не найдете ни льстивых прикрас, ни гротескных картикатур, но только глубокое и точное отражение индивидуальности.

Громоздким монументальным портретам я неизменно предпочитаю эти маленькие фотоудостоверения личности, что наклеиваются — картинка к картинке, ряд за рядком — в окошках «фото на документы». По крайней мере, именно в этих лица что-то не дает мне покоя, какое-то простое фактологическое свидетельство в них — вместо искомого всеми художественного, поэтического воплощения нашего образа.»

Анри Картье-Брессон

«Решающий момент»

«Фотопортрет представляет собой закрытое силовое поле. На нем пересекаются, противостоят и деформируют друг друга четыре вида воображаемого. Находясь перед объективом, я одновременно являюсь тем, кем себя считаю, тем, кем я хотел бы, чтобы меня считали, тем, кем меня считает фотограф, и тем, кем он пользуется, чтобы проявить свое искусство. Странное, иначе говоря, действо: я непрестанно имитирую самого себя, и в силу этого каждый раз, когда я фотографируюсь (позволяю себя сфотографировать), меня неизменно посещает ощущение неаутентичности, временами даже поддельности, какое бывает при некоторых кошмарах.»

Ролан Барт

«Camera lucida. Комментарий к фотографии»

«Портрет! Не сыщется жанра проще и сложнее, явственнее и в то же время сокровеннее. … Такой с виду скромный жанр, как портрет, требует глубокого проникновения. Разумеется, художник должен сохранять возможно большую верность модели, но не меньшей должна быть и сила его внутренней проницательности. Когда я вижу хороший портрет, я понимаю, как велики были усилия художника, которому нужно было не только увидеть все явное, но и разгадать все скрытое.  … При вдумчивом подходе становится ясно, что в портрете нет ничего несущественного. Поза, выражение лица, одежда и даже фон — все должно служить воплощению характера.»

Шарль Бодлер

«Об искусстве»

Ссылки и источники:

  1. Дыко Л. П. Основы композиции в фотографии. Издание 2-е перераб и дополненное. М. Высшая школа 1989г.
  2. Ролан Барт, Camera lucida. Комментарий к фотографии / Ролан Барт; пер. с фр., послесл. и коммент. Михаила Рыклина. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2011. – 272 с.: фот.
  3. Шарль Бодлер «Об искусстве». М. «Искусство», 1986
  4. Н. И. Ворон «Жанры фотожурналистики». Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Факультет журналистики, 2012. – 145 с.

Поделиться в соцсетях