Фоторепортёр Роджер Фентон на Крымской войне

19 век – бум развития газет. Уже тогда стала понятна степень влияния медиа на общество. И появились попытки работать с общественным мнением. Особенно это было необходимо в кризисные моменты. Одним из таких кризисных моментов была Крымская война 1853-1856 гг. Именно на это время приходится начало военного фоторепортажа. Здесь стоит сказать, что война в Крыму будет не первой войной, запечатленной фотографами, но именно на Крымской войне фотографию стали использовать в пропагандистских целях, чтобы сформировать нужное заказчику общественное мнение.

Викторианская пропаганда
в Крымской войне

Напомню, что в той войне за Крым против России воевала Турция, Франция, Сардиния и Великобритания.

Английские газеты активно использовали приемы информационной войны, когда после Синопского сражения писали, что русские достреливали плававших в море раненых турок, что не было правдой.

«В 1853 году английская либеральная газета Daily News уверяла своих читателей, что христиане в Османской империи пользуются большей религиозной свободой, чем в православной России и католической Австрии.»

 «Хорошо было бы вернуть Россию к обработке внутренних земель, загнать московитов вглубь лесов и степей». В том же году Д. Рассел, лидер Палаты общин и глава Либеральной партии, заявил: «Надо вырвать клыки у медведя… Пока его флот и морской арсенал на Чёрном море не разрушен, не будет в безопасности Константинополь, не будет мира в Европе».»

«Таймс»
Лондон 1854 г

В то же время в России запрещали патриотическую литературу (Тютчев «Пророчество»), зато юный Лев Толстой публикует свою критику войны, после чего получает известность.

Пророчество

Не гул молвы прошел в народе,

Весть родилась не в нашем роде —

То древний глас, то свыше глас:

«Четвертый век уж на исходе, —

Свершится он — и грянет час!

И своды древние Софии,

В возобновленной Византии,

Вновь осенят Христов алтарь».

Пади пред ним, о царь  России, —

И встань — как всеславянский царь!

Фёдор Тютчев, 1850 г.

На войне в Крыму побывали несколько фотографов, но самым удачливым оказался Роджер Фентон.

Роджер Фентон - фотограф
изменивший мир

К тому времени, когда шла Крымская война, выходец из богатой семьи Роджер Фентон был уже не только состоявшимся фотографом, но и стал основателем и секретарем Королевского фотографического общества под патронажем принца Альберта.

Любая война кому-то выгодна и за любую войну кто-то платит.

После пары неудач с предыдущими фотографами, заказные пропагандистские фотографии позвали делать Роджера Фентона – необходимо было показать Крымскую войну с лучшей стороны, таким образом, чтобы оправдать в ней участие Англии, и получить финансовую поддержку состоятельной части английского общества. Правительство выделило Фентону специальный вагончик, где он мог хранить необходимые принадлежности – в то время Фентон уже использовал самый быстрый на тот момент мокрый коллодионный процесс, однако для которого требовалась специальная фотолаборатория.

Русские войска принимали этот вагончик за какую-то вражескую машину и обстреливали его – о чем пишет сам Фентон в письмах к жене. Из-за чего какая-то часть негативов на стекле разбилась и безвозвратно утрачена.

Хотя Фентон провел в Крыму менее четырех месяцев (с 8 марта по 26 июня 1855 г.), ему удалось в крайне трудных условиях сделать 360 фотографий для публикации в издательстве Thomas Agnew & Sons, которое было официальным заказчиком фотографий. В ноябре 1855 года издательство начало выпускать наборы фотографий.

Долина теней смерти, Роджер Фентон, 1855
Долина теней смерти, Роджер Фентон, 1855

«Следуя пожеланиям королевы Виктории, Фентон уделяет гораздо больше внимания заниматель­ности и живописности, нежели собственно военным впечатлениям; его знаменитая «Долина смерти» (1855)­ — это лишь пушечные ядра, оставшиеся вдоль дороги после сраже­ния, только название сообщает снимку мрачное настроение, соответствующее ужасам войны.»

Эта фотография вошла в список 100 самых значимых снимков по версии журнала Time

 

С поставленной пропагандистской задачей Роджер Фентон справился на отлично. Его фотографии получили огромную известность благодаря тому, что литографии не только печатали в газетах, но и организовывали выставки его отпечатков, иллюстрирующих Крымскую войну.

До нас дошло около 100 снимков Фентона. Эти фотографии в основном были постановочными – в них нет динамики, нет настоящих ужасов войны, почти не показан быт военных, которые выглядят расслабленными и в целом картинки довольно идиллические. Из-за такой подачи материала, в английской печати и литературе Крымскую войну называют «последней джентельменской войной».

«Капитан Канинrем, британский офицер, в oд­ном из писем домой высказывает удивление по поводу умиротворенных картин Крымской войны, виденных им в «Иллюстрированных лондонских новостях»: «Изображения нашей кавалерии и всех сражений … несомненно сделаны в Лондоне и совершенно не соответствуют реальности … Всё на них выглядит совершенно спокойным и благопристойным: чуть-чуть дыма, пыли и суматохи, бах-­бах-­бах, тук-тук-тук, бах­-бах и всё».

 

 

Кто такой Роджер Фентон?

Роджер Фентон, автопортрет
Роджер Фентон, автопортрет

Роджер Фентон родился в Ланкашире 28 марта 1819 года очень богатой семье. Его дед был богатым производителем хлопка и банкиром, а его отец Джон был банкиром и с 1832 года членом парламента. Роджер был весьма разносторонним человеком и везде добивался определенных успехов. Так, в 1840 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук. Затем Фентон начал (но не закончил) изучать юриспруденцию в Университетском колледже Лондона, но потом заинтересовавшись живописью умчал в Париж. Своим парижским учителем Фентон называет историка и портретиста Мишеля Мартина Дроллинга, который преподавал Высшей национальной школе изящных искусств, но имя Фентона отсутствует в записях школы.

В 1847 году Фентон возвращается в Лондон, где продолжает изучать живопись под руководством художника и историка Чарльза Люси , который стал его другом и с которым, начиная с 1850 года, он входил в правление Северо-Лондонской школы рисования и моделирования. В 1849, 1850 и 1851 годах Фентон выставлял свои картины на ежегодных выставках Королевской академии.

В 1851 году Фентон посещает Большую выставку (The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations) в лондонском Гайд-парке, и там впервые видит фотографии, которые производят на него неизгладимое впечатление.

И вот уже Фентон мчит снова в Париж изучать процесс калотипии. Скорее всего он учился у французского фотографа Гюстава Ле Гре (Gustave Le Gray).

В 1852 году Роджер Фентон посещает Киев, Москву и Санкт-Петербург, благодаря чему у нас сохранились снимки этих городов.

Источники:

  1. Новая история фотографии. Под редакцией Мишеля Фризо. СПб.: Machina; Андрей Наследников, 2008. — 337 с. — ISBN 978-5-90141-066-0.
  2. История фотографии. С 1839 года до наших дней» Арт-Родник, Taschen, 2010, ISBN: 978-5-404-00156-3
  3. Крымская война
  4. Роджер Фентон
  5. Фотографии Роджера Фентона в коллекции Музея Джорджа Истмена
  6. Коллекция фотографий Роджера Фентона с Крымской войны на сайте Библиотеки Конгресса США
  7. Скачать брошюру к выставке о Роджере Фентоне на странице музея Метрополитен

Поделиться в соцсетях