Большой Йонас

ЛИТОВСКАЯ ФОТОГРАФИЯ

Йонас Калявялис

Йонас Калвялис (1925–1987) вошел в историю литовской фотографии, фотографируя леса и дюны. Поработав в юности лесником в лесных зарослях, полянах и полянах, он почувствовал себя в своей стихии. Калвялис сказал: «Лес многому меня научил. За деревьями и травой нужно долго и терпеливо наблюдать, чтобы ощутить их истинную красоту, которая меняется каждое мгновение в зависимости от дыхания ветра, меняющегося солнечного света, игры теней.). Калвялиса интересовал крупный план, он вникал в графическую структуру рядов стволов деревьев и переплетающихся ветвей, а также в скульптурную форму отдельного дуба или текстуру коры, мха, листьев и травы. В этих изображениях прослеживается связь с XX веком.

Цикл Калвялиса «Дюны» (1973–1986) был очень выразительным. Долгие часы фотограф терпеливо искал такой кадр, который раскрыл бы первозданную мощь продуваемых ветром дюн. Через сильные контрасты света и тени Калвялис стремился подчеркнуть монументальность песчаных масс, объёмов и обманчивое спокойствие. По мнению чешского критика Владимира Биргуса, «в его фотографиях фактически нет времени и пространства. Они захватывают воображаемые необитаемые места, где единственными признаками жизни являются небольшие пучки травы, линия горизонта часто не видна, а земля незаметно сливается с небом.

Калвялис, посвятивший себя исключительно фотографированию природных ландшафтов, своими мастерскими работами оказал большое влияние на авторов того же жанра: своих коллег Вацловуса Страукаса, Альгимантаса Кунчюса, Станислава Жвиргждаса и Казимира Мизгириса. Особенно сильным было влияние цикла «Дюны», созданного на Куршской косе в Калвелисе.

Раминта Юренайте

«Вчера наш Большой Йонас был на редкость разговорчив! Целых четыре фразы за вечер! Уж не заболел ли он?» Йонас Кальвялис кротко улыбается, застенчиво отворачивается в сторону и снова молчит.

Так же тихо, скромно, незаметно посещал он год за годом каунасский фотоклуб, слушал, что говорили о чужих снимках, сам рта не раскрывал, своих фотографий тоже никому не показывал. Работал он в фотолаборатории лесоводческого института, слыл хорошим техником, мастером фотопечати.

Собственные его снимки были, как мы теперь знаем, блистательного технического качества. Но не поражали, не завораживали, не заставляли задуматься. Он и сам не ценил их высоко. Подспудно что-то в нем бродило, но, должно быть, надо было перейти какую-то границу, понять что-то в других или в самом себе…

<…>

Когда это случилось, Йонас Кальвялис исчез на три месяца. Где он был, чем занимался, никто не знал. Но по возвращении все так же неловко и застенчиво показал коллегам всего четыре снимка. И коллеги ахнули.

Никто из них ничего подобного не ожидал.

Казалось бы, это был тот же лес, который раньше фотографу приходилось снимать по долгу службы. Но нет, он был тот, да уже не тот. Свершилось чудо: «просто» лес обернулся метафорой, образным ходом, расшифровкой эмоционального состояния художника, следом напряженной работы его души, его склонностей и опасений, сомнений и надежд.

Было, было от чего развести руками.

Пейзаж до сих пор считают консервативной ветвью в фотоискусстве, поскольку-де этот жанр целиком и полностью получен в наследство от классической живописи. Кисть заменили объективом, холст — светочувствительным слоем, только и всего.

<…>

Зритель попроще любит восторгаться привычным, знакомым. Такой поймет и поддержит ваш творческий импульс. Тогда как знаток, в особенности если из едких, только прищурится — «очень мило!» — и заведет речь о кризисе жанра. Все-де уже давным-давно отснято, и нового тут ничего не скажешь.

Но молчаливый Кальвялис фанатично убежден, что наверняка скажешь, надо только посмотреть на мир без шор.

Да, есть такие упрямцы. Они снова и снова снимают лес, поле, берег, улицу, мокрый проселок, будто никто до них этим не зани-мался, будто неизвестны давным-давно опре-делившиеся правила, как все это надо сни-мать.

Они снимают в противовес правилам. За их деревьями, вот уж точно, не видно леса, да и само дерево взято иной раз без корней, без кроны, без привычной узнаваемости…

Не опознание становится главным ощущением зрителя, а удивление. Не похожесть пленила фотографа, а как раз непохожесть.

То, что было знакомо, взято так непривычно, что запутывает, ставит в тупик…»

Из книги Виктора Демина «Цветение земли. Книга о тринадцати литовских фотографах.» Москва, «Планета», 1987

Калвелис фотографирует только лес и только песок, поэтому в этой тайне стволов, ветвей, листьев, трав, песка, обдуваемого ветром, мы не найдем ни одного живого существа, ни одного человека, повсюду царит сила тишины. Хотя на фотолистах нет людей, но чувствуется единство и гармония человека и природы. Он как дома в лесу и дюнах: у него идеальное чувство формы, рисунка природы, фактуры, вечной орнаментации ветвей, листьев, песчинок и травы, сглаженных солнцем и ветром, переплетения линий, мягких точек. , смена света и теней. Калвелис — фотограф настроения. Он не ищет вычурных мотивов, а, стоя перед выбранным предметом, прислушивается к миру звуков, красок, форм и пытается создать настроение посредством света, пространства и ритма. Художник органично чувствует не только материальность дерева или коры — его волнуют и эти деревья, и трава, и рождающие листья, и вся объединяющая материя.

Станисловас Жвирждас

Йонас Калвялис в объективе фотографа Станисловаса Жвирждаса, 1979

Источники:

  1. Демин В.П. «Цветение земли: Книга о тринадцати литовских фотографах», Искусство, Москва, 1986

Библиотека фотографа

Книги по фотографии условно можно разделить по 4 разделам: история фотографии, филососфия фотографии, школа фотографии / руководства по технике фотосъемки, альбомы фотографий – тематические, отдельных фотографов..

Поделиться в соцсетях