Отвергнутый Фонтан Дюшана

10 апреля 1917 года, ровно 105 лет назад, членами совета выставки Общества независимых художников (США) был отвергнут самый первый Фонтан Марселя Дюшана, который представлял собой перевернутый писсуар. Фонтану отказали в экспозиции на том основании, что предмет сантехники не может считаться произведением искусства и, кроме того, является слишком вульгарным.

Общество независимых художников было основано на тех же принципах, что и французский Салон Независимых. Его целью было объявлено проведение ежегодных выставок художников-авангардистов. Выставки должны были быть открыты для всех, кто хотел бы показать свои работы, при этом на них не должно быть ни жюри, ни призов. Чтобы стать участником этого общества, необходимо было заплатить вступительный взнос в шесть долларов.

Дюшан в знак протеста вышел из Общества независимых художников и попросил своего друга, фотографа Альфреда Стиглица его сфотографировать. На писсуаре мы видим надпись «R. Mutt» — это псевдоним, под которым скрылся Дюшан. Произведение искусства после этого исчезло, или его выбросили, или даже использовали по назначению – никто теперь не узнает. Так, фотография из студии Стиглица стала единственным свидетельством о самом первом Фонтане Дюшана.

Впоследствии таких фонтанов было несколько, но известность к нему пришла только в 1950-х годах, когда Дюшан представил другие фонтаны. А термин «реди-мейд» (англ. Ready-made) вошел в словарь терминов современного искусства, и обозначал объекты, изначально созданные не с художественными целями.

 
Первый Фонтан Марселя Дюшана на фоне картины американского художника Хартли Мардсена «Войны». Фотограф Альфред Стиглиц, 1917 г.
Первый Фонтан Марселя Дюшана на фоне картины американского художника Хартли Мардсена «Войны». Фотограф Альфред Стиглиц, 1917 г.
Велосипедное колесо в студии Марселя Дюшана
Велосипедное колесо в студии Марселя Дюшана

Самым первым реди-мэйд произведением был вовсе не Фонтан, а «Велосипедное колесо», которое Дюшан создал в 1913 году, и тоже впоследствии повторял его в 1916-1917 годах, а также в 1950-х, после того, как Фонтан стал популярным.

Было еще одно реди-мэйд произведение искусства, которое Дюшан создал до Фонтана – «Сушилка для бутылок». Собственно сушилкой для бутылок это произведение и являлось. Дюшан купил ее в парижском универмаге Bazar de lʼHôtel de Ville 1914 году.

Сушилка для бутылок – реди-мэйд Марселя Дюшана. Реплика 1959 года из собрания Художественного института Чикаго.
Сушилка для бутылок – реди-мэйд Марселя Дюшана. Реплика 1959 года из собрания Художественного института Чикаго.

А в 1919 году Дюшан приудмал совершенно гениальное на мой взгляд произведение – «Воздух Парижа». Это был пустой аптечный пузырек, который он подарил американскому критику и философу Уолтеру Конраду Аренсбергу.

Источники
  1. Каролин Кро «Критические биографии: Марсель Дюшан», Ad Marginem, 2016, серия «Критические биографии», ISBN 978-5-91103-294-4
  2. Ли Чешир «Ключевые моменты в искусстве», Ад Маргинем Пресс, 2018, серия «Основы искусства», ISBN 978-5-91103-424-5
  3. Фонтан
  4. Велосипедное колесо
  5. Сушилка для бутылок

Поделиться в соцсетях

Поделиться в facebook
Поделиться в pinterest
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в twitter