Васнецов и его Витязь

Оказывается, у Виктора Васнецова было несколько версий картины «Витязь на распутье». Известно до 10 авторских вариантов, написанных с 1877 по 1920 год. Один из них хранит музей Серпухова. Сейчас это самый ранний Витязь (1878 год), чье местонахождение известно.

Этот Витязь из Серпухова имеет 2 главных отличия:

  • Первое отличие – витязь на картине из Серпухова развёрнут в профиль. А вот, например на версии картины из Русского музея он будет обращён к зрителю спиной.
  • Второе отличие относится к сюжету: «богатырь оказался на краю чуждого, неведомого, гибельного «дикого поля», — и должен сейчас этот рубеж преодолеть. Если в раннем варианте картины, — надпись на камне-вещуне повторяла былинный текст целиком: «Направо ехати — женату быти, налево ехати — богату быти…», то позднее, как и в серпуховском варианте, художником была оставлена лишь грозная концовка: «Как прямо ехати — живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному».

«Я пугаю своих детей художником Васнецовым. Этого художника я отродясь не видел, но иначе не представляю себе его, как в виде привидения с зелеными, мутными глазами, с замогильным голосом и в белой хламиде. Замечательно то, что этого достаточно популярного художника никто никогда не видел. Что мешает думать, что он живет на заброшенном кладбище, питается трупами младенцев и пьет из черепа? Картины его вроде “Аленушки” и “Трех царевен” подтверждают эту мысль о его страховидности. Они мутны, зелены, больничны и панихидны. А его картина, которую он готовит для нашего Исторического музея, до того ужасна, что в могилах ворочаются кости всех живших от начала века до сегодня и волосы седеют даже на половых щетках. Когда глядишь на нее, то чувствуешь мурашки не только на спине, но даже на пальто и сапогах. Картина эта изображает в сущности чепуху, но в этой чепухе надо понимать отнюдь не чепуху, а нечто превыспреннее, обер-аллегорическое… Мертвец Васнецов думает изобразить несколько моментов из давно минувших дней “каменного периода”. На что сдался Историческому музею васнецовский “каменный период”, трудно понять… Думаю, что благодарное потомство пожмет плечами, глядя на эту диковинную импровизацию. Если даже сам Анучин (сочинениями коего пользовался художник) не может представить себе хотя бы приблизительно этот гипотетический период, то кольми паче Васнецову, не геологу и не археологу, следовало бы пообуздать свои нервы, наклонные ко всякого рода аллегориям… Начинил он свою картину всякой всячиной. Тут у него и голые женщины, и пещеры, и добывание огня через трение, и первый нумер “Сына отечества”, и охота на мамонта, и бригадирский чин… Да простит ему Аллах эту мутную кашу! А, говорят, было время, когда г. Васнецов не занимался аллегориями и подавал надежды…»

Антон Чехов

«Осколки московской жизни», 1884

Витязь на распутье на могиле Васнецова на Введенском кладбище в Москве, Лефортово
Витязь на распутье на могиле Васнецова на Введенском кладбище в Москве, Лефортово

КОЕ-ЧТО ЕЩЁ

P. S.

P. S. В книге Бахревского «Виктор Васнецов» из серии ЖЗЛ есть упоминание еще про одного Витязя: «К 1870 году относится его маленькая акварелька «Витязь». Первый отклик на томление и неспокойство души.». К сожалению, эту «акварельку» мне не удалось найти, но очень вероятно, что она стала первым и уникальным Витязем, т.к. все остальные картины написаны маслом.

P.P.S. Сначала эта картина имела другие варианты названий, известно про «Воин в шлеме с кольчужкой», а в письме к своему учителю, профессору Чистякову в 1882 году, Васнецов называет ее «Витязь в раздумье перед прямой дорогою».

Источники:

  1. «Витязь на распутье» в Серпуховском историко-художественном музее
  2. «Витязь на распутье» в Русском музее Санкт-Петербурга
  3. «Витязь на распутье» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств
  4. «Витязь на распутье» в Википедии
  5. Бахревский, Владислав Анатольевич. Виктор Васнецов. – Москва : Молодая гвардия, 1989. ISBN 5-235-00367-5
  6. Чехов А.П. Осколки московской жизни. Цикл фельетонов о Москве Изд. 2 URSS. 2011. 152 с. ISBN 978-5-397-01804-3.

Поделиться в соцсетях