Любопытный артефакт обнаружился на выставке Врубеля (1856-1910) в Государственная Третьяковская галерея — это фотография (размер 14,4х41,5) одной из версий его картины «Демон поверженный», расцвеченная акварелью, бронзовой краской и гуашью самим художником.
Картина была много раз переписана, но осталась фотография, которую Врубель не только превращает опять в картину, но даже ставит на ней дату – 1902 год.
Таким образом, он нашёл возможность сохранить для потомков первоначальное состояние произведения, скрытое под слоями дальнейших правок.
«Михаил Врубель любил фотографические отпечатки, тщательно изучал запечатленные на них необычные эффекты освещения, и зачастую наблюдаемые им сложные тональные градации могли подсказать искомое композиционное решение той или иной темы. Так, общий настрой рисунка «Моление о чаше» («Христос в Гефсиманском саду», 1887) был найден непосредственно при созерцании фотографий. Художник делился впечатлениями со своей сестрой А.А. Врубель: «Я окончательно решил писать Христа: судьба мне подарила такие прекрасные материалы в виде трех фотографий прекрасно освещенного пригорка с группами алоэ между ослепительно белых камней и почти черных букетов выжженной травы; унылая каменистая котловина для второго плана; целая коллекция ребятишек в рубашонках под ярким солнцем для мотивов складок хитона. Надо тебе еще знать, что на фотографии яркое солнце удивительную дает иллюзию полночной луны».»